Машненкова Ольга Николаевна. Персональный сайт музыкального руководителя.

Сценарий музыкального развлечения «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» Подготовительная группа

МБДОУ детский садкомбинированного типа «Теремок»

                                Архангельскийрайон РБ

 

 

 

 

                            Сценарий музыкальногоразвлечения

«Знакомство срусскими народными инструментами и их звучанием»

                                   Подготовительная группа

 

 

 

 

 

                                            Музыкальный руководитель: Машненкова О.Н.

 

 

 

 

 

 

                                     с.Архангельское

                                             2016 г.

 

 

Тема: «Знакомство с русскими народными инструментами и ихзвучанием».

Цель: развитие музыкальныхи творческих способностей детей, через приобщение к русскому народномуискусству, воспитывать любовь и интерес к музыке.

 

Задачи.

1. Познакомитьдетей с историей возникновения русских народных инструментов.

2. Развиватьпредставления детей о народной музыке и народных инструментах;

3. Знакомить смузыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровойобработке;

4. Способствоватьразвитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной,исполнительской деятельности;

5. Развиватьчувство ритма, и восприятие музыки;

6. Совершенствоватьпевческий голос и выразительность движений;

7. Обучать игре надетских музыкальных инструментах;

8. Формироватьнавыки художественного исполнения.

Материалы иоборудование:

2 короба с музыкальными инструментами,музыкальныеинструменты, презентация «Историявозникновения русских народных инструментов», ноутбук, проектор,экран, ширма, угощение.

 

Предварительная работа:

Беседы о музыкальных инструментах с показом иллюстраций,слушание русских народных песен,разучивание русских народных попевок, хороводов и музыкально-дидактических игр, индивидуальная работа пообучению детей игре на музыкальных инструментах.

 

Ход занятия:

(звук)

Под русскую народную мелодию «Светит месяц» дети заходят в зал,образуют круг.

Муз. рук.: -Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением!

(пою)Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться намнужно.

Пропою я вам «Привет!».

Улыбнитесь мне вответ.

Здравствуй праваярука,

Здравствуй леваярука.

Здравствуй друг,здравствуй друг,

Здравствуй весь нашдружный круг!

Муз. рук.: -Ребята, сегодня вас ждет много нового и интересного, но сначала попробуйтеотгадать загадку:

Расскажу тебе,дружок, в древние века

Дунул тихий ветерокв трубку тростника.

Человек услышалвдруг, мелодичный звук,

И родился в тотмомент

Музыкальный….(инструмент.)

Муз. рук.: -Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как родились русские народныеинструменты? (Да)Ну тогда слушайте внимательно. Посмотрите, какая красивая коробка у меня вруках. Но что же это, коробка пустая! Куда же пропали все инструменты?

(Звучит русская хороводнаяпесня «Во поле березастояла»)

 

Муз. рук. - Вы слышитемузыку?Это же звучатнаши утерянные инструменты, а исполняют они русскую народную песню.

- Послушайте, какплавно, нежно льётся мелодия. Как красиво звучат русские народные инструменты.А хотите узнать, как появились на Руси музыкальные инструменты? Беритесь заруки, я поведу вас волшебными тропками.

(Музыкальныйруководитель заводит с детьми хоровод. Дети двигаются по кругу, змейкой, подиагонали, останавливаются перед экраном)

Слайд 1  звук.

Муз. рук. - Ребята,мы оказались в лесу. Садитесь на поляну как вам удобно. А вы знаете, что именноздесь родина народныхинструментов? Ведь человек всегда старалсяподражать звукам природы.

(слайд 2)– Посмотрите, на акации висят сухие плоды, они качаются на ветру, шуршатсеменами. Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент,который называется погремушка. (Слайд3 с изображением русской погремушки) Погремушка – это шумовой инструмент.Как вы думаете почему? (Ответы детей)Правильно, давайте послушаем, как звучит погремушка (звук)

(Слайд 4)- Подул сильный ветер, ветви деревьев стали биться, тереться друг о друга.Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент трещотку. (Слайд 5). Деревянные пластиночки,нанизанные на две верёвки. Стукаются друг о друга и трещат. Давайте, послушаемкак звучиттрещотка (звук)

(Слайд 6)- А вот дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент,который называется деревянные ложки (Слайд7). Деревянные ложки – это ударный инструмент. А как вы думаете,почему ложки относятся к ударным инструментам? (Ответы детей) В ударных инструментах звуквозникает, когда одна часть инструмента ударяется одругую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют. Давайте послушаем, как звучат ложки.(звук)

(слайд 8)Муз. рук.: - Мы вышли на берег реки. Слышите, ветер гудит в стеблях камыша.Если срезать этот стебелёк и подуть в него, то получится музыкальный инструмент,подумал человек, и смастерил духовой

 

 

музыкальный инструмент, который называется -свирель и рожок (слайд 9) Каквы считаете, почему свирель и рожок относятся к духовым инструментам?(Ответы детей) Давайтепослушаем эти волшебные звуки свирели. (звук)

(Слайд 10)- А вот на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. Итетива вдруг запела, зазвенела.  «А ведьможно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», -догадался охотник. И получились у человека такие инструментыкак балалайка и гусли (слайд 11,12).Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты. Почему у нихтакое странное название? (Ответыдетей). Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать илипощипывать пальцами.) Ребята, а вот балалайка стала символом нашей страны. Исейчас мы с вами послушаем как звучит балалайка, а прозвучит русская народнаяпесня «Во саду ли в огороде».

Звучит песня «Во саду ли, в огороде»

Муз. рук.: - Какхорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Ониподарили нам такие удивительные музыкальные инструменты. А раз ихпридумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскиминародными.

Стук в дверь, под музыку взал входит парень Андрюша с коробом в руках.

Андрюша (кланяется): Здравствуйте ребятишки,

Курносые девчушки,задорные мальчишки.

Муз. рук.: -Здравствуй, а ты кто?

Андрюша: - Я Андрюша весельчак –это знает, всяк!

С вами буду яиграть и ребятам помогать!

Муз. рук.: - Нутогда, Андрюша, мы с ребятами сейчас поприветствуем тебя русской народной попевкой.Послушай и скажи, понравилась она тебе или нет.

Муз. руководительисполняет попевку р. н. п. «Андрей-воробей».

Муз. рук.: -Андрюша, понравилась тебе эта попевка?

 

 

Андрюша: - А я уже давно знаю этупопевку, а вот ребят я почему-то не услышал.

Муз. рук.: - А вотмы сейчас быстренько исправимся. Давайте, ребята, я сначала буду одна говорить,а потом все вместе будем проговаривать….(проговаривают).

- А сейчас пропоеми простучим в ладоши одновременно эту песню.

Андрюша: - Вот теперь другое дело!А я тоже знаю русскую народную песню. А называется она «Как у наших уворот».

Муз. рук.: Какхорошо, ребятам тоже знакома эта песня. Исполним песню для Андрюши? (Да!)

Инсценирование  р. н. п. «Как у наших у ворот».

 

Муз. рук.: -Андрюша, а что это за короб у тебя такой?

Андрюша:- Да вот по лесу я шел, тамего я и нашел.

Этот короб непростой, этот короб расписной

Сказочный,красивый, а внутри с сюрпризом.

Муз. рук.: - Ой,как интересно! Андрюша, открывай скорей свой короб!

Андрюша: Открою, если отгадаетезагадку.

И шумят, и бренчат,и хлопают, и звенят.

Расписные, яркиевеселят всю ярмарку.

Дети: Музыкальные инструменты!

Андрюша: Эх, какие догадливые!

Муз. рук.: Ну - ка,ну - ка, покажи!

(Андрюша достает из короба трещотку, погремушку и ложки)

 

 

Муз. рук.: Так, этоте инструменты,которые исчезли из нашей коробки, но как ты их нашел?

Андрюша: А я вышел на лесную полянуи увидел, как муравьи играют на инструментах. Посмотрите, как этобыло…

(Дети смотрятотрывок из мультфильма «Русские патешки»1969г)

Муз. рук.: -Ребята, вам понравилось как играли лесные музыканты? (Да!) Сейчас мы с вами тоже станем музыкантами и создадим свой оркестр.

Муз. рук.: - Ребята, а что же такое оркестр, кто мне подскажет? (Ответыдетей)

Муз. рук.: - А кто руководит оркестром?

Дети: - Дирижер!

Муз. рук.: - Андрюша, помоги раздать инструменты.

Андрюша: - Да, в моем коробе еще есть много инструментов разных.Инструменты хороши, поиграйте от души! Не сходите гости с мест, пусть играетнаш оркестр.

(Раздача инструментов)

Муз. рук.: - Громко, сильно не стучите, инструменты берегите! Музыкуслушайте внимательно! В ритм попадайте обязательно

Оркестр «Ах, вы сени мои сени»

(Звучитрусская мелодия)

Муз. рук.: -Прислушайтесь! Это русская народная  музыка.Ноги так и просятся в пляс! Выходите, детвора, поплясать пришла пора.

(Дети танцуют хоровод под русскую хороводную мелодию.)

Андрюша: - Ай да, детки молодцы,все танцевали от души.

Муз. рук. – Ребята,вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? За то, чтовы теперь стали настоящими знатоками русских народных инструментов, я вамвручаю медали.

Ну-ка, Андрюша, чтоу тебя еще в коробке лежит?

Андрюша: - Угощение для ребят,угостить детей я рад.

Вам пряники русские сладкие,мятные,

К чаю ароматномуугощение знатное.

Раздача угощений.

Муз. рук. иАндрюша: Ребята,спасибо вам большое. До свиданья.

(Дети под музыку р. н. м. выходят из зала)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

13 января 2018 в 12:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.